Для бухгалтеров стало привычным, что каждый новый год вносятся изменения в законодательство. 2023 год не стал исключением. Первое, что вызвало бурные обсуждения, это ЕНП (Единый налоговый платёж).
В бухгалтерской среде и в обществе предпринимателей часто велись разговоры, что надоело печатать массу платёжек по налогам и взносам. Сделали бы один счёт и распределяли налоги сами. Это случилось. Но не все довольны тем, что произошло.
Во-первых, срок уплаты налогов стал единым — 28 число;
Во-вторых, нужно сформировать одно платёжное поручение на все налоги и взносы и отправить его до 28 числа.
На этот день на едином налоговом счёте должно быть достаточно денег, чтобы оплатить текущие налоги, авансы, а также имеющиеся долги. Хотя оплату можно производить один раз или несколькими платежами.
Во-первых, нужно формировать уведомление и предоставлять его в срок, не позднее 25 числа каждого месяца. А это — мини-декларация, в которой указывается сумма, срок уплаты, КБК, название налога, взноса;
Во-вторых, при недостатке средств на ЕНС нет возможности выбрать, какой налог/взнос платить прямо сейчас, а какой оставить на будущее.
Общая сумма средств на ЕСН будет распределяться пропорционально на все налоговые обязательства.
Документ внешне выглядит, как налоговая декларация. Имеется титульный лист и раздел для заполнения данных. На титульном листе заполняются сведения:
В разделе “Данные” приводится информация о налогах, сборах:
Таких блоков может быть несколько, в зависимости от количества налоговых обязательств. Листы нумеруются, на первой странице указывается их общее количество.
По сути, данные те же, что и указывались в платёжном поручении при уплате налоговых платежей. Поэтому говорить о том, что жизнь бухгалтера стала легче, не приходится.
По сроку до 25 числа месяца уплаты уведомление передаётся в налоговый орган одним из способов:
Первый способ доступен ограниченному кругу налогоплательщиков, а, точнее, тем, кто имеет право осуществлять обмен документами “по старинке”.
По ранее применяемой схеме руководитель с бухгалтером могли распределить самостоятельно, какие налоги платить в первую очередь, а какие могут подождать. С 01.01.2023 на каждого налогоплательщика открыт единый счёт, куда будут поступать деньги. Дальше владелец счета не может ими распорядиться, даже если напишет письмо. В налоговый орган. Единственное исключение — переплата.
Деньги распределяются в таком порядке:
Если денег не хватает, то недоимка появляется по всем налогам в пропорции, образовавшейся от нехватки денег. Встаёт вопрос: как бухгалтеру вести учёт в разрезе счетов? Получается, что аналитический учёт усложняется. Если раньше можно было дебетовую часть 68 счета заполнить на основании платёжки по конкретному налогу, взносу, то как поступать теперь?
Это наталкивает на мысль о том, что в бухгалтерском учёте придётся по-новому организовывать учёт налогов и сборов.
У бухгалтеров возник этот вопрос в связи с тем, что уведомления по взносам ИП “за себя” не предусмотрено. Фиксированная сумма автоматически списывается в конце года, а авансы рассчитываются ежеквартально. На этот счёт ФНС подготовила разъяснение, в котором сказано:
До этого момента все просто и понятно. Сумма переплаты резервируется и «ждёт своего часа”, то есть 31 декабря. Но что будет, если в следующем месяце образуется недоимка по другому налог/взносу?.
Это приведёт к тому, что уменьшение суммы авансового платежа по УСН считается незаконным, возникает недоимка.
В этом вопросе бизнесмены и бухгалтера могут порадоваться: теперь переплату можно вернуть в один день, а не как раньше, в течение месяца. Кроме того, теперь не существует 3-летний срок для возврата излишне перечисленных сумм. Деньги после этого “не сгорят”. Их можно будет вернуть.
В заключение следует отметить, что мечты сбылись: теперь налоги можно перечислять одной платёжкой. Но упростилась от этого работа бухгалтеров и предпринимателей, у которых нет в штате бухгалтера?